Россия, 115280, Москва,
     ул. Ленинская Слобода, 19
info@fcse.ru

Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий оценка государственной экспертизы инженерных изысканий

Это очень удобное решение, которое принесло существенное упрощение в процедуру проверок, ускорило согласования и получения разрешений для постройки. Этот тип проверок проводят по отношению ко всей документации, в том числе и инженерным изысканиям.

Они не проверяются отдельно, а входят в общее число проверяемых документов проекта. Учитывая, что экспертиза не делится по типам документов, то и проверки тоже. Они затрагивают сразу:
  • Документацию с расчётами и чертежами.
  • Сметные документы.
  • Инженерные изыскания.
  • Другие бумаги по проекту.
Как только есть необходимость произвести такое исследование, то исследуют обычно сразу два пункта:
  • Проверка на соответствие регламентам по технике безопасности, санитарному контролю, экологическому регламенту, а также требованиям охраны и надлежащего сохранения памятников архитектуры.
  • Оценка результатов произведённых инженерных изысканий, а также их соответствия технормам, которые выдвигаются по отношению к ним.
Кто осуществляет контроль?

Заказчик ― это лицо, которое принимает окончательное решение о том, что нужно начать производить проверку. Прежде всего, он удостоверяется в готовности всех документов, которые будут проверяться, и потом обращается в проверяющий орган, который будет заниматься непосредственно процессом проверки. Эти организации ― подразделения государственных управлений, которые имеют соответствующие полномочия. Частные компании могут осуществлять лишь негосударственные проверки и могут помогать удостовериться в полноте и правильности предоставляемой документации, но не выдать действующие заключения по ним, как это могут госкомпании.

Что должны сделать эксперты?

Та фирма, которая имеет полномочия на проведение государственного исследования с последующей выдачей заключения, должна:
  • Выполнять в точности те нормативы, которые к ней применимы в рамках её работы. Также должны выдерживаться функции органа, регламент работ и другие аспекты.
  • Консультировать безоплатно население и обращающиеся организации и госорганы касательно того, как организовываются проверки, по официальным запросам.
  • Осуществлять меры, которые помогут сохранить документы в целостности и сохранности. Кроме того, защищать их от посягательств со стороны третьих лиц и от разглашений информации, которая там содержится.
  • Никому не разглашать ту информацию, которая содержится в документах и которая становится известна специалистам при проведении исследований имеющихся документов, опроса предприятия, и т.д.
Помимо обязанностей, которые возлагаются на проверяющий орган вместе с ответственностью, есть также и ограничения деятельности, которые призваны ограничить полномочия и права. Например, экспертным группам и их членам нельзя принимать участие в разработке документации для проверок или для новых проектов.

Они могут исключительно делать регламентированные проверки, но не могут помогать организациям готовить документы или давать любые консультации по их оформлению, которые не входят в их непосредственные обязанности.

Таким фирмам нельзя создавать инженерные изыскания по проектам, которые потом будут ими же и проверяться. Законы очень чётко прописывают рамки полномочий и рамки дозволенных действий экспертов.

Когда нужно проводить проверку?

В Градостроительном кодексе, который является главным документов в отрасли строительства, определены в статье 49 объекты капитального типа, для которых проверка носит обязательный и директивный характер. В том случае, если изыскания, как и другие документы по проекту, выполняются в отношении одного из объектов, попадающего в данный список, то исследование обязательно. К тому же есть и другие ситуации, когда без него не обойтись никак:
  • В тех случаях, когда законом или государственным органом определена обязательность проведения мероприятий проверки.
  • Если застройщик либо заказчик сам определил необходимость проведения экспертных мероприятий, касаемо документов и изысканий, даже если для объекта это не обязательно.
  • Когда исследование инициируется заявителем, который направляет документы в орган как государственной, так и негосударственной проверки.
Независимо от причин, регламент работ и методы их проведения по отношению к изысканиям и документам, будут одинаковыми в любом случае. Есть определённые общие нормы и стандарты, которых нужно придерживаться, и без которых невозможно успешно выполнить проверочные действия.

В каких случаях не нужно проводить проверки?

Есть целый ряд ситуаций, которые являются исключениями из правил, и для которых проверки документации можно не проводить. К ним относятся следующие:
  • Когда для здания не нужно получать государственное разрешение или любое согласование по проекту.
  • Если документы относятся к зданию, которое по нормативам должно проверяться и согласовываться, но при этом все бумаги ранее уже направлялись на экспертизу, не имели нареканий, и применяются уже повторно, для нового объекта. Допускается это только тогда, когда характеристики по прочности и безопасности не изменяются, когда в документах нет серьёзных изменений, которые могут повлечь за собой конструктивные проблемы и нарушения.
  • Если применяется модификация как целого типового комплекта документов, так и его отдельных разделов, при условии, что они ранее получали положительное заключение. При этом не допускаются существенные и конструктивно важные изменения элементов и деталей, которые могли бы изменить характеристики здания.
  • Если это проект не стройки, а ремонта, и он касается любого здания и сооружения, кроме общественной транспортной дороги.
Государственная экспертиза инженерных изысканий ― очень ответственная мера, которая в первую очередь всегда нужна именно заказчику таких работ. Он должен прежде всего сам для себя убедиться в том, что здание, которое будет построено, и по сути будет являться его ответственностью, не будет опасным и не навредит использующим его людям каким-либо образом.

Куда проще сначала провести тщательную проверку, чем потом искать и исправлять ошибки, которые будут допущены, и которые могут сильно повредить как людям, так и в целом всему проекту стройки. Это шанс застраховаться от аварий.

Однако иногда законодательство допускает возможность избежать государственного контроля, что куда проще для застройщика, так как не требует ни времени, ни сил, ни средств. Однозначного мнения насчёт того, хорошо ли опускать проверки, нет. Это удобней, но это всегда риск по безопасности.

Время проведения и подведения итогов

Обычно, в госорган подаются все документы, вместе с изысканиями, и проверяются они в комплексе. По желанию заказчика, только необязательная и негосударственная проверка может заниматься исследованием отдельного аспекта. В других случаях это целый комплекс мер, которые занимают время.

Оценка производится достаточно долго, и может занять до трёх месяцев. Конечно же, не факт, что она займёт именно столько. Есть множество факторов, которые влияют на длительность:
  • Сложность того здания или сооружения, в отношении которого начата проверка.
  • Сложность самих документов, которые предоставляются для проверки органу.
  • Правильность оформления, заполнения, наличие полной информации в документах.
  • Другие факторы, которые могут существенно повлиять на длительность работы экспертной группы.
Для того чтобы полноценно завершить оценку, понадобится значительное количество времени, которое со сложностью проекта только увеличивается.

Резолюция

Завершением проверок, которые производились в отношении документов, является заключение, которое составляется в двух экземплярах. На его основании, заказчик работ может воплощать в жизнь свой объект, так как согласования будут получены очень просто, на основании имеющегося документа.

Изыскательский материал хоть и проверяется не в любом случае строительства, как было написано выше, но по нему нужен вывод от экспертной группы, причём, даже если в отношении самой документации исследования не являются обязательными.

По каждому объекту изыскания уникальны, поэтому их и исследуют каждый раз, чтобы убедиться в их правильности и состоятельности.

Однако разрабатывают проектные документы даже тогда, когда их не проверяют. Есть только один случай, когда это не обязательно, и их можно опустить ― это тогда, когда не предусмотрено получение разрешений и согласований для начала работ.

Тогда вам не нужно подготавливать документы для строительства, чтобы отчитываться перед госорганами. Это исключительно индивидуально и добровольно.

А во всех иных ситуациях, даже когда нет необходимости в экспертных действиях, документы готовят, чтобы на их базе сделать изыскания, которые проверяются обязательно и по которым дают заключение.

Виды заключений

Всего существует три типа заключений, которые можно получить по вашим документам:
  • Заключение о соответствии всех бумаг всем предъявленным нормам.
  • Заключение о неполном соответствии с некоторыми допущениями и исправлениями.
  • Заключение о несоответствии документации предъявленным нормативам.
Для первого случая характерно то, что в резюме написано, что все документы, которые были предоставлены на проверку, полностью отвечают требованиям документов и законов, которые регламентируют данное направление документооборота по проекту строительства или капитального ремонта. Никаких недочётов не обнаружено.

Объект может возводиться, ремонтироваться и использоваться, при условии, что будут соблюдаться все указанные в документах нормы и регламенты, которые обязательно будут контролироваться другими проверками во время строительства, если это требуется по закону для данного типа зданий. Любой проверке в первую очередь нужно будет предъявлять заключения по документам, что будет базисом для успешного прохождения контроля на стадии строительства.

Второй случай указывает на то, что в целом, документы и изыскания вполне соответствуют нормативам, но у них есть незначительные огрехи, которые не позволяют сделать вывод о том, что документация полностью отвечает требованиям. Однако все недочёты, которые конкретизируются в предписании, можно исправить, не затрачивая на это много ресурсов и времени.

Объект допускается к строительству, но прежде должны быть сделаны все изменения, требуемые проверяющими, и документация должна быть изменена в соответствии с существующими предписаниями. В третьем случае, запрещено возводить и использовать объект. Существуют серьёзные нарушения по нормативам и безопасности, которые нельзя легко исправить, как во втором случае. Все нарушения критичны, и требуется полная переработка документов, чтобы в будущем выдать положительное заключение.

После получения вывода о проверке, заказчик либо соглашается, либо не соглашается с ним. В первом случае, если при этом требуются исправления, он должен выполнить их и отправить пакет на новую проверку. Во втором случае у него есть право обжалования результата в суде.

При обращении в суд, существует строго оговорённый срок, в который такой иск будет оправдан и будет рассматриваться. Суд уже определяет, есть ли основания для недоверия к экспертной группе и для назначения новых проверок по части или по полному охвату документации.

После того, как суд принимает решение, в зависимости от того, в чью пользу оно было принято, определяются дальнейшие действия, которые нужно будет предпринять сторонам, ― выдать новое, исправленное заключение, либо же внести изменения в документацию в соответствии с имеющимся выводом экспертов.