Государственная экспертиза проекта строительства государственная экспертиза проекта строительства в Москве
Можно сказать, что государственная экспертиза проекта строительства нужна для того, чтобы гарантировать безопасность зданий и их использования людьми. Учитывая, что государственные комиссии не проверяют все этапы строительства, а лишь принимают готовый возведённый объект, то они могут оценить безопасность будущего строения по документации, которая предоставляется проверяющим органам перед тем, как начать работы.Сооружения в первую очередь должны быть безопасными, не должны наносить ущерба здоровью и имуществу граждан, и не должны идти вразрез с экологическими нормативами. Кроме того, оно должно быть согласовано с природоохранной и социальной деятельностью местных властей.
Помимо вышеперечисленного, здание должно:
- Отвечать всем установленным государством нормативам, которые регламентируют строительную отрасль и категории зданий.
- Соответствовать требованиям, которые выдвигаются отдельными нормами и регламентами строительной индустрии (касается сертификации продукции).
- Соответствовать нормативным актам и законам, которые действуют на региональном уровне и устанавливаются муниципальной властью.
Какие проекты проверяются органами контроля?
Государственные экспертизы должны проводиться в отношении всех объектов (без исключений), причём независимо от того, откуда идёт их финансирование. Чаще всего бывают такие источники финансов:
- Физические лица и частные фирмы.
- Иностранные инвесторы.
- Госучереждения.
Кроме того, не имеет значения, в чьей собственности пребывает объект, и даже количество этих собственников. По форме собственности, объекты могут быть как частными, так и коммунальными или государственными.
Нет освобождений от проверок и тогда, когда в роли подрядчиков выступает доверенная государственная компания или фирма, выигравшая тендер. Не учитываются также и прочие заинтересованные стороны.
Проекты, которые освобождаются от экспертизы проекта
В реальности, не каждый из объектов подвергается обязательной экспертизе. Несмотря на имеющийся перечень обязательных объектов, есть также и перечень, в котором учтены те здания, которые освобождены от экспертиз в обязательном порядке, и для них проверка может быть только по их желанию.
К таким объектам относятся следующие:
- Отдельные частные жилые дома, у которых в наличии 3 и менее этажей, и которые используются исключительно с целью проживания в них одной семьи. Такие объекты отнесены в категорию индивидуального строительства, и они не обязаны проходить государственные экспертизы по проектам.
- Жилые дома, у которых не более трёх этажей, и в общем числе не более десяти квартир, которые предназначены для проживания людей. В каждой квартире разрешается проживание одной семьи, и каждая квартира должна быть снабжена хотя бы одной стеной, которая будет общей с другими квартирными блоками. В этих стенах запрещается делать дверные проёмы и прочие переходы, помещения должны быть строго отделены. Расположение такого дома допускается лишь на отдельном территориальном участке, у которого должна быть территория общего пользования и выход на улицу.
- Многоквартирные жилые здания до трёх этажей, имеющие до четырёх подъездов, являющихся жилыми блоками. У каждого такого блока должен быть свой выход на улицу и на общую территорию, занимаемую зданием.
- Капитальные отдельные здания, для которых не предусмотрено более двух этажей. Обязательные условия ― размер всех этажей не более 1500 квадратов. Эти помещения запрещается использовать для проживания людей, а также для какой-либо производственной деятельности.
- Капитальные отдельные здания, которые имеют до двух этажей, при этом их размер составляет не более 1500 квадратов, и которые используются для производственных целей. При этом для предприятий, которые их используют, не должно быть нормативов по установлению санитарно-защитных зон. Либо же такие зоны должны проходить по границе тех участков, на которых находится здание. В этом случае допускается не производить проектную экспертизу в государственных органах.
Это так называемые типовые документы, по которым возводится не один, а два и более объектов в разных местах. Для новых объектов будут применяться те же нормы и те же документы, что и для старых, уже построенных. Такие новые объекты не должны будут проходить проверку проектов, так как она завершается для них автоматически, и не требует повторных экспертных процедур.
Кроме того, можно не производить экспертизы в тех случаях, когда имеются типовые документы, ранее получившие положительную резолюцию, но в которых есть небольшие изменения и дополнения, не затрагивающие основные характеристики и не влияющие на безопасность, строение, прочность, экологичность и надёжность будущей конструкции.
Объект и предмет проведения экспертиз
Объектом проведения экспертизы является объектная документация, которая составляется ещё на этапе разработки и инвестирования. Документы подготавливаются ещё до того, как начнутся строительные работы. Они обычно содержат перечень всех норм по технике, технологии, а также все правила и регламентацию работ, которые будут применяться строителями уже в процессе работы над объектом.
Проектные документы обычно охватывают все сферы строительства:
- Местоположение и план.
- Стройматериалы, которые будут применяться.
- Сметные материалы.
- Перечень и количество работ, которые подрядчик будет осуществлять.
- Чертежи и схематические изображения всех сооружаемых конструкций и коммуникаций.
- Схемы, указывающие на расположение оборудования.
- Регламенты строительных работ.
- Другие факторы, которые нужно учесть при строительстве.
- Проверка того, насколько документы соответствуют установленным государством нормативам и требованиям для конкретного типа строительства.
- Насколько документы отвечают всем предусмотренным техническим и технологическим регламентам, которые контролируют данный тип строительства.
- Проверка соответствия всем нормам, установленным санитарно-эпидемиологической службой в отношении данного типа капитальных строительных объектов.
- Оценка соответствия природоохранным нормам и правилам, которые устанавливаются в отношении окружающей среды.
- Проверка соответствия нормативам по защите и охране культурного наследия и объектов, представляющих культурную, историческую или архитектурную ценность в данном регионе.
- Проверка радиологического контроля, которая заключается в оценке используемых материалов и в оценке того, насколько радиационно опасное здание защищено от возможных утечек радиации и загрязнений окружающей среды.
- Проверка соответствия объекта правилам, которые установлены службой пожарной охраны в данном регионе. Все материалы, которые относятся к категории легко воспламеняеющихся, обязательно должны быть защищены, а в здании должны быть предусмотрены пути эвакуации, средства пожарной сигнализации, пожаротушения, и т.д.
- Проверка проектных документов на их соответствие изысканиям инженерной комиссии, которая проводилась для строительства.
Сам по себе проектный контроль госорганов, проводится до того, как начнутся любые работы по застройке. Это занимает значительное время, и все участники проекта могут приступать к своей работе только после окончания экспертизы.
Это делается с целью пресечения возникновения на объекте любых нарушений, которые могут повлечь за собой дефекты конструкции, и которые невозможно будет исправить при их выявлении. Такие дефекты могут быть крайне опасными, и носить не косметический, а функциональный или технический характер.
Именно поэтому вся документация, по которой будут проходить работы, проверяется экспертами до того, как подрядчики приступят к работам. Только после получения всех подписей и согласований, а также резолюции, можно начинать строительство объекта.
Учитывая, что у строительных проектов обычно есть строго ограниченные сроки реализации, и любое промедление вызывает излишние траты и снижение прибыльности проекта, государственные инструкции определяют максимально возможный срок для проведения оценки документов ― три месяца.
Но этот срок не обязательно именно таков. Он может быть и меньше из-за таких факторов:
- Сложность объекта, который строится.
- Специфика объекта и его применения.
- Объёмы документации, которая подаётся на проверку экспертами.
- Необходимость привлечения дополнительных специалистов по узким специализациям, чтобы оценить документы.
- Занятость экспертов на текущий момент, количество проверяемых проектов.
- Обнаруженные серьёзные нарушения, из-за которых дальнейшая проверка невозможна.
- И другие факторы.
Результаты проведения экспертизы
Строительный контроль, как и любая экспертиза, независимо от того, кем она проводится (государственными или независимыми экспертами), имеет определённый результат, который выдаётся заказчику работ. Такой результат называется экспертным заключением.
Заключения у государственных комиссий, которые касаются проверенной экспертами документации по проекту, делятся на два типа:
- Положительные.
- Отрицательные.
Если результат экспертизы был положительным, в заключении указывается, что проверенный объект полностью отвечает всем предъявленным к нему требованиям, а также нормативно-правовым актам и регламентам, которые были использованы экспертами во время проверки. Помимо этого, есть ещё и другие пункты, которые указываются в положительной резолюции.
К примеру, дополнительно указывается, насколько проектные документы, предоставленные экспертам, соответствуют требованиям инженеров, которые были определены перед экспертизой. Так называемые инженерные изыскания ― это обязательная часть экспертиз, подтверждающая, что здание гарантированно будет надёжным и не сможет причинить вред людям и их имуществу.
Также, документация в обязательном порядке проверяется на предмет её соответствия технологическим регламентам и техническим требованиям, которые установлены нормами законов и стандартов. В положительном случае, в заключении указывается, что документы им соответствуют.
А вот если выдаётся отрицательное заключение, в нём указывается, что документы, предоставленные заказчиком государственной комиссии для проведения экспертизы, не соответствуют ожидаемым результатам. Если это имеет место, документы не допускаются до реализации проекта и должны скорректироваться.
Если заказчик по какой-либо причине не согласен с решением экспертов города Москва, он может обратиться в суд, чтобы оспорить выданное ему резюме. Законодательно определены сроки такого обращения. Суд может назначить проведение дополнительной экспертизы, которая подтвердит или опровергнет заявление заказчика о том, что государственные эксперты выдали ложное заключение.
Если выдаётся заключение с отрицательным результатом, в нём помимо прочего указаны:
- Все нарушения, которые были обнаружены в порядке оформления документов. Указываются также ссылки на законодательные акты и их статьи, в которых определено правильное оформление, с целью показать, какие именно аспекты были нарушены.
- Нарушения, которые относятся к содержимому документации. Например, если каких-либо аспектов нет, или они указаны не в полном объёме.
- Нарушения инженерных изысканий, проводимых для документов.
- Прочие нарушения, являющиеся серьёзными, и имеющие возможность повлиять на результативность проведения экспертной деятельности.
Такое заключение выдаётся заказчику, который должен оценить степень несоответствия его документации нормативам, обозначенным в заключении, и внести соответствующие корректировки. Для корректировок лучше приглашать независимых экспертов, которые проверят, насколько новая версия документации соответствует тем пунктам, которые были указаны в заключении.