Какое наказание грозит за залепленный снегом автомобильный номер
Водителей лишают прав за заснеженный номер
Неприятная история произошла с водителем, который ехал из Подмосковья в Москву на работу. Мало того, что попал в метель, так потом столкнулся с инспекторами ГИБДД, которые посчитали, что за залепленный снегом номер надо лишать прав.
Как сообщают СМИ, 30 ноября в 6 часов утра, когда на улице мело и дороги были не чищены, водитель был остановлен на Дегунинской улице сотрудниками ДПС. Передние и задние номера были залеплены снегом. Водитель попытался объяснить, что чистил машину перед выездом, но на дорогах вон что творится.
Инспекторов эти объяснения не удовлетворили, и они вменили ему часть 2 статьи 12.2 КоАП. Она предполагает наказание за управление машиной без знаков, а также, если знаки установлены на не предусмотренных для этого местах. Сюда же входит и управление автомобилем с видоизмененными знаками или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих их идентификации.
Eсли умысел не доказан, дороги заметены снегом, то в отношении водителя выносится предупреждение
В группе разбора с водителем тоже не стали церемониться, а сразу направили к мировому судье. Ведь за это нарушение положен штраф 5000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца. И в такой ситуации сейчас зимой может оказаться любой водитель.
Примечательно, что в той же статье 12.2 КоАП есть еще часть первая, которая предполагает наказание, если управляют автомобилем с нечитаемыми номерами. В ней предусмотрено предупреждение или штраф 500 рублей. И она гораздо больше подходит для такой случайности, как выпавший снег и неубранные дороги.
Как пояснили корреспонденту "РГ" в Госавтоинспекции, не имея на руках материалов этого конкретного дела, квалифицировать по части 2 статьи 12.2 можно было бы только в том случае, если, например, номер залеплен снегом специально. То есть необходимо доказать умысел. И это должен сделать именно инспектор. А если умысел не доказан и дороги действительно заметены снегом, то правильнее было бы вынести в отношении водителя предупреждение.
Примечательно, что с такой квалификацией водители сталкиваются не впервые. И их дела не раз доходили до суда. После чего Пленум Верховного суда выпустил в 2006 году постановление "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В нем говорится, что по части 2 статьи 12.2 КоАП водителя можно наказывать за то, что он управлял машиной без регистрационных знаков. Либо он установил их на не предусмотренных для этого местах. Либо применил материалы, сквозь которые разглядеть номера невозможно.
А вот более легкая по наказанию часть 1 той же статьи КоАП наказывает за управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта знаками.
В примечании к этой части статьи КоАП говорится, что знак признается нестандартным, если его невозможно идентифицировать, то есть опознать с расстояния двадцати метров. Если в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего знака разглядеть невозможно, то он считается нечитаемым. В светлое время суток это требование относится и к переднему номеру. Типы, основные размеры, а также технические требования к знакам и к их установке определены ГОСТом Р 50577-93.
Ссылаясь на это постановление, Верховный суд принял недавно интересное решение. Так, некий водитель Лепехин был остановлен инспекторами ДПС 16 августа 2015 года. Номер у него был нормальный, но прикреплен задом наперед. То есть наружной частью к бамперу. Инспекторы посчитали, что это надо квалифицировать по части 2 статьи 12.2. Мировой суд, районный и городской посчитали правыми инспекторов и лишили водителя прав на 3 месяца. Однако Верховный суд посчитал иначе. По его мнению, знак был установлен на месте и не был оборудован никакими материалами, препятствующими его идентификации. А столь хитрый способ его установки не препятствует идентификации и не говорит о том, что знаки были видоизменены. Поэтому суд постановил отменить решения нижестоящих инстанций.
Увы, с подобной ситуацией зимой может столкнуться каждый водитель. При этом он не обязан знать постановления Пленума Верховного суда. Но инспекторам ДПС должны разъяснять тонкости правоприменения.
Источник: Российская Газета