Россия, 115280, Москва,
     ул. Ленинская Слобода, 19
info@fcse.ru

Трасологическая экспертиза ― понятие и сущность

Трасологическая экспертиза ― понятие и сущность

Трасологическая экспертиза ― довольно востребованная услуга, особенно в той области, где вопрос касается исследования транспортных следов. Кстати, слово «трасология» буквально можно перевести как «наука о следах». Другими словами, в процессе такой экспертизы устанавливаются фактические данные о следах (как они образовались и кто оставил). Трасология является одним из разделов криминалистики.

Следы, оставляемые водяным, железнодорожным, легковым, грузовым транспортом представляют собой огромный и многообразный материал для исследования. В нашей компании работают специалисты, для которых трасологическая экспертиза ― не только основной род деятельности, но также способ профессионально расти и совершенствоваться.

Задачи изучения следов транспорта

В рамках экспертизы транспортных следов осуществляется изучение признаков присутствия ходовой части средств транспорта, выступающих частей, отделившихся элементов. Задачи, которые необходимо решить в данном случае, делят на идентификационные и диагностические. Идентификационные устанавливают совпадение и групповую принадлежность, из частей складывается единая картина. Диагностические делятся на следующие подвиды:

  • нахождение следов, их фиксация;
  • определение годности для идентификации;
  • установление периода и механизма появления следов;
  • определение порядка, в котором следы были образованы и т.д.

Для чего нужно изучать следы средств транспорта

К услугам транспортно-трасологической экспертизы, как правило, прибегают в следующих случаях:

  • спорный вопрос по установлению виновника аварии;
  • когда страховая компания отказывается выплачивать ущерб;
  • при несправедливом обвинении в виновности в ДТП.

Контактные следы в свете уточнения обстоятельств ДТП служат важным информационным источником. Они позволяют доказать не только процесс столкновения с другой машиной или другим препятствием, но и способны помочь составить целую картину произошедшего. Экспертиза в этом случае имеет очень большое значение. В нашем центре используются очень действенные методики, которые дают возможность дать заключение по самым типичным и не очень происшествиям на дороге.

Заносы, опрокидывания в кювет, столкновения транспортных средств и другие происшествия наши эксперты рассматривают тщательно и объективно. Есть ряд общих вопросов, на которые можно получить ответ при помощи трасологической экспертизы ДТП.

Примерные тематики исследования при трасологической экспертизе дорожно-транспортных происшествий

  • Можно ли считать, что объект исследования проявился в результате воздействия колес транспорта.
  • Направление, в котором двигался автомобиль.
  • Как выглядят шины, которые оставили следы, какую модель машины они представляют.
  • Дефекты шин, неисправности автомашины, с этим связанные: вздутие протектора, степень его износа (неравномерность последнего говорит о том, что имеется дисбаланс колес, порезы, пробои, неправильная настройка углов установки) и т.д.
  • Какой вид транспорта оставил следы – грузовой или легковой (определяется по числу колес на осях, ширине колеи, количеству осей).
  • Как образовались следы (в результате скольжения, удара и пр.).
  • Какая именно деталь транспортного средства оставила следы.
  • Для какого вида транспорта характерны подобные детали (какой локализации, размера и формы).
  • Какой тип автомашины оставил следы (грузовой, легковой, гусеничный и т.д.).
  • В результате воздействия какой части транспортного средства появились повреждения.
  • Вероятная траектория, по которой двигались автомобили до столкновения.
  • В каком положении находились машины в момент столкновения (выявляется по тем повреждениям, которые были обнаружены на средстве транспорта).
  • Расположение транспортных средство относительно препятствий в тот момент, когда произошел удар (или в другой заданный момент).

Это, конечно, далеко не полный перечень задач для транспортно-трасологической экспертизы. После того, как вынесено постановление о назначении трасологической экспертизы, специалисты начинают исследовательскую деятельность. На этот случай разработана специальная методика.

Методы работы экспертов

Стадии, которые проходит объект во время трасологической экспертизы, делят на

  • предварительную;
  • детальную;
  • оценочную (по результатам);
  • оформительную.

Каждая из них имеет свои характерные особенности, от которых зависят действия лица, проводящего исследования.

  • На стадии предварительной специалист знакомится с материалами, изучает состояние объектов, упаковки, их соответствие задачам проверки и пр. По необходимости делаются фотоматериалы и запрашиваются дополнительные сведения.
  • Более глубокий анализ характеризует детальную стадию экспертизы. Вещественные доказательства, как правило, осматривают непосредственно либо изучают гипсовые слепки или следы с места происшествия. Для специалиста будет иметь значение характер следов, определение материала, на котором возникли наслоения и вещество, их образовавшее. Тщательно изучаются особенности протектора. Если слепок выполнен с объемного следа, следует понять, на каком материале след был оставлен, его глубину и пр.

Когда ответы на все вопросы найдены, эксперт может обрисовать условия, при которых появился след и факторы, вызвавшие деформацию протектора. Определить модель шины по ее следу возможно благодаря тому, что у каждой из них имеются свои особенные признаки, которые прослеживаются по оставленным отпечаткам. Во время детального анализа объекты сравниваются между собой по общим и частным признакам. Некоторые общие особенности шины одновременно говорят и о ее конструкции.

После получения результатов исследования эксперт должен оформить свои выводы надлежащим образом, чтобы они могли быть приняты в качестве доказательств по делу. Заключение состоит из нескольких частей. В исследовательской части кратко описываются объекты, поступившие на обследование. После этого описывают след, приводя информацию о его размере, виде, качественном отражении протектора. Описание протектора в основном касается той части, которая оставила след.

Если модель шины не представляется возможным установить, эксперт должен указать причины, по которым это нельзя сделать, либо перечислить те модели, совпадение с которыми наиболее вероятно. Выводы экспертов формулируются как ответы на поставленные вопросы. Если найдены заметные особенности шины, они должны быть упомянуты в заключении, потому что могут послужить важной информацией в процессе розыска шины.

Еще одной разновидностью изучения следов средств транспорта является экспертиза по определению следов конкретной шины, оставившей отпечаток на месте происшествия. Данный вид исследования носит название идентификационный. Объектом может послужить как сам след, так и фотографии, оттиски, слепки и т.д. При анализе следа следует обращать внимание на самое четкое и крупное отражение деталей.

Когда требуется сравнивать объемные следы, делают это при помощи гипсового слепка следа и экспериментального. К экспертному заключению также прилагается фототаблица, в которой указываются совпадения, отличия, их значимость для идентификации.

Услуги специалистов по трасологии

Лицо, обладающее специальным опытом и знаниями по трасологии, может быть привлечено при спорных вопросах для консультации или в целях получения письменного заключения. Это может потребоваться для того, чтобы найти настоящие причины происхождения какого-либо повреждения, появление которого и привело к разбирательству. Между заказчиком и экспертом заключается соответствующий договор. На стоимость влияет количество вопросов, которые должен решать эксперт.

Если на исследование представлены со всей полнотой объекты и материалы, то трасологическая экспертиза будет всесторонней и объективной. Только следует помнить о том, что неправильно оформленный документы на законодательном уровне не признаются действительными. Специалисты нашего центра не только тщательно проверят все обстоятельства дела, но и составят правильное резюме, которое может быть принято в качестве решающего доказательства по делу. Все эксперты компании имеют высшее образование, профильный опыт работы.

Популярные статьи в разделе: