Дорожно транспортная экспертиза
Дорожно-транспортная экспертиза
Дорожно-транспортная экспертиза проводится в ходе разбирательства в арбитражном суде при:
- взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия;
- возмещении ущерба выявленной виноватой стороной, в том числе к дорожной организацией;
- при разрешении вопросов, связанных с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, при изучении наличия технических возможности у его участников избежать столкновения, при определении соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия ПДД РФ;
- определении размера ущерба;
- выявлении причинных связей между дорожно-транспортным происшествием и причиненным ущербом.
Дорожно-транспортная экспертиза, проводимая по назначению суда, является комплексным процессом, в который входит ряд научно-технических исследований обстоятельств определенного дорожно-транспортного происшествия. Такие экспертные исследования должны проводиться специалистами, имеющими специальную подготовку и опыт практической работы.
Предметом исследования такой независимой экспертизы являются:
- установление на основе специальных познаний фактических обстоятельств, связанных с дорожно-транспортным происшествием;
- следы на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
- техническое состояние дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния транспортных средств; оценкой транспортного средства.
В ходе проведения дорожно-транспортной экспертизы составляется официальное заключение эксперта, позволяющее суду выносить те или иные заключения по ходу расследования ДТП. Суду для вынесения решения требуются тщательно изучить все обстоятельства ДТП. Только проведение независимой дорожно-транспортной экспертизы позволяет получить нужную информацию.
При назначении такого экспертного исследования судье нужно точно определить эксперту задачу его исследовательской работы. Зачастую судье сложно установить для эксперта предмет и условия, в которых он должен проводить экспертизу транспортного средства, участка дороги и всех обстоятельств аварии.
Судья должен указать в специально выписанном определении список задач, которые должна решить дорожно-транспортная экспертиза. Также в качестве дополнения к определению прилагаются материалы дела. Эксперт не должен сам осуществлять сбор материалов. Он должен только проанализировать с точки зрения технического эксперта собранные уже правоохранительными органами материалы дела.
Эксперт может выбирать сам только:
- справочные данные;
- научно-техническую информацию;
- технические нормативы;
- методики ГОСТа;
- инструкции и материалы для проведения технического анализа.
Эксперт не может заниматься решением правовых вопросов. В ходе оформления судебного определения для проведения независимой дорожно-транспортной экспертизы судья указывает независимую экспертную компанию, которая будет заниматься экспертным анализом. Если назначается повторная или дополнительная экспертизы, требуется также прилагать к судебному определению результаты предыдущих экспертных оценок дорожно-транспортной аварии.
В ходе проведения экспертного анализа специалисты должны выяснить:
- техническое состояние транспортных средств;
- состояние дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок;
- механизм дорожно-транспортного происшествия;
- психофизиологическое состояние водителя и других участников дорожно-транспортного происшествия.
Виды дорожно-транспортной экспертизы
Дорожно-транспортная экспертиза, которая назначается по предписанию арбитражного суда, делится на:
- автотехническую, направленную на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в отношении действий его участников;
- транспортно-трасологическую, которая занимается на исследованием следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;
- автотовароведческую, определяющую стоимость восстановительного ремонта транспортных средств, их остаточной стоимости;
- технико-диагностическую, исследующую техническое состояние транспортных средств;
- автодорожную, устанавливающую техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия;
- инженерно-психофизиологическую, которая проводится как самостоятельный вид экспертизы с целью установления состояния и действий водителей транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия.
Объект дорожно-транспортной экспертизы
Проведение дорожно-транспортной экспертизы направлено на исследование конкретных материальных объектов, имеющих непосредственное отношение к дорожной аварии, в которых содержится нужная суду информация об обстоятельствах происшествия.
Объектами экспертного исследования являются:
- транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии числе и их агрегаты, детали;
- материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии) которых запрашиваются судом в ГИБДД или органе дознания;
- схема дорожно-транспортного происшествия;
- письменные объяснения лиц ― участников дорожно-транспортного происшествия;
- ориентирующие, обзорные, узловые, детальные и панорамные фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие общую обстановку места происшествия и показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте дорожно-транспортного происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;
- протоколы осмотра поврежденного транспортного средства;
- справки об участии в дорожно-транспортном происшествии;
- сведения о водителях и транспортных средствах;
- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;
- протокол об административном правонарушении;
- постановление о привлечении к административной ответственности;
- заключение о стоимости восстановительного ремонта.
Цели экспертизы арбитражный суд должен формулировать, учитывая все конкретные обстоятельства происшествия. Каждый вид дорожно-транспортной экспертизы находит ответы на конкретные вопросы. В ходе проведения автотехнического экспертного исследования устанавливается:
- скорость движения транспортного средства перед столкновением;
- расстояние, на котором находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;
- длина тормозного пути транспортного средства;
- наличие возможности у водителя транспортного средства избежать столкновения при применении вовремя экстренного торможения в момент возникновения опасности;
- наличие технической возможности у водителя выехать за пределы полосы движения другого транспортного средства, если бы оно, двигаясь с разрешенной скоростью;
- пункты Правил дорожного движения, которыми должен был руководствоваться водитель транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации;
- техническая причина данного происшествия и ее связь с действиями водителя транспортного средства;
- безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля при заданных исходных данных и ряд других вопросов.
В ходе комплексной экспертной оценки тормозного пути, дорожного полотна и колес транспортного средства устанавливается:
- направление движения транспортного средства;
- признаки конфигурации шины, модель шины;
- дефекты шины;
- механизм образования следов;
- деталь транспортного средства, оставившая следы;
- положение транспортных средств и ряд других вопросов.
Автотовароведческая дорожно-транспортная экспертиза выявляет реальную стоимость восстановительного ремонта. Технико-диагностическая экспертная оценка позволяет объективно оценить состояние транспортного средства и его влияние на создавшуюся аварийную ситуацию.
В нашей независимой экспертной компании может быть проведена любая дорожно-транспортная экспертиза, назначенная арбитражным судом. Для получения судебного определения с указанием проведения экспертных действий клиенту нужно указать в суде полное название нашей компании и ее точный адрес, которые будут указаны в определении, выписанном судом.