Россия, 115280, Москва,
     ул. Ленинская Слобода, 19
info@fcse.ru

Федеральный Закон №44 для экспертных услуг ФЗ № 44 по проведению экспертизы

Основные функции, которые несет в себе Федеральный Закон № 44, это:
  • контроль и аудит закупок;
  • исполнение особенностей контрактов и договоров;
  • разработка предварительных планов на закупку товаров, использование услуг и определение произведения необходимых работ;
  • подписание контрактов/договоров для поставок, исполнения работ и услуг;
  • определение исполнителей работ, поставщиков товаров и услуг.
Целью Закона является контроль за реализацией всех условий для надлежащего исполнения контрактов, препятствование в осуществлении коррупционных схем, контроль за максимальной прозрачностью контрактов, для всех участников договорных отношений, сферой закупок и осуществлением услуг, а также мониторингом рынка и определение наиболее выгодных условий поставок и сроков исполнения.

Закон регулирует соблюдение всех правил при проведении открытых тендеров и соблюдение, в полной мере, интересов всех сторон контрактов, а также исполнение всех предписаний и нюансов, предусмотренных Законодательством.

Для чего нужны экспертные услуги

В Федеральном Законе 44 появилось определенное новшество, по сравнению с предыдущим Законом, ФЗ 44 предписывает Заказчикам привлекать организации для проведения экспертиз, в ряде случаев и обязывает к этому, что позволяет проводить более честные и качественные экспертизы.

По Закону, проведение экспертизы ― это обязательное условие и неотъемлемая часть контракта. В некоторых случаях Заказчик может обойтись своими силами (об этом говорит часть третья С.94), но в подавляющем большинстве случаев он обязан пользоваться услугами внешних экспертов.

Экспертиза по ФЗ 44 проводится только не заинтересованными лицами из организаций, не имеющих правовых, родственных и иных отношений с Заказчиком. Экспертиза проводится на этапе проведения конкурса по Статье 58-й настоящего Закона, а также на всех этапах исполнения условий контрактов, о чем говорится в 3 части и 4 С.94.

Буква Закона указывает, что Заказчик не может платить за проведенные работы, оплачивать поставки и получать товар без проведения экспертизы контракта. Также обязательно проведение экспертизы независимыми экспертами, если договор подписывается с одним единственным исполнителем (поставщиком), редкие исключения указаны в четвертой части Федерального Закона, С.94.

Что такое экспертиза результатов по 44 ФЗ

Основной целью экспертизы результатов является:
  • определение наиболее подходящего по всем критериям исполнителя;
  • проведение открытого и прозрачного конкурса на поставки или произведение работ, услуг;
  • контроль над качеством сырья, работ, поставляемого товара;
  • сроки исполнения предмета договора.
Виды экспертиз по ФЗ 44

По требованиям этого закона проводятся различные виды обязательных экспертиз:
  • закупки культурных ценностей и пополнение кинематографического, музейного, архивного фондов и тому подобное;
  • покупка художественного народного творчества для государственных нужд;
  • закупки и услуги для уголовно-исполнительной и правовой системы;
  • приобретение произведений искусства и литературных изданий определенных авторов.
По заключению договоров/контрактов:
  • на приобретение нежилых помещений (зданий, сооружений) для использования государственными органами, при приобретении объектов в муниципальную или государственную собственность;
  • выполнение работ, услуг и разнообразные закупки для нужд учреждений по отбыванию наказаний и трудоустройству заключенных;
  • на закупку медикаментов;
  • необходимых для нужд государственных предприятий предметов канцелярии;
  • на поставки горюче-смазочных материалов (экспертиза ГСМ по 44 ФЗ);
  • об участии в проведении различных мероприятиях нескольких заказчиков;
  • на лечение любых субъектов Российской Федерации с заграничными лечебными учреждениями, заключенного субъектом исполнительной власти;
  • на поставки различных видов оборудования (медицинского, промышленного, производственного и тому подобного);
  • на передачу в собственность жилых помещений социального класса с дальнейшей их эксплуатацией в качестве социального жилья.
Как проводится экспертиза контрактов по 44 ФЗ

ФЗ44 «О Договорной системе…» начал действовать 01.01.2014г. В нем достаточно размыто говорится о перечне экспертиз и о том, какие экспертизы могут быть проведены Заказчиком или Исполнителем посредством создания собственной экспертной комиссии.

Также четко не оговорено, какие именно документы являются подтверждением проведения экспертизы, и в каком количестве они должны быть предоставлены для закрепления конечного результата проведения экспертизы.

Если сумма договора не более 100 тысяч рублей, привлечение контрагентов для проведения результатов экспертизы не требуется (ФЗ 44 п. 4. ст. 94).

Требования к проведению экспертиз, как для экспертных организаций, так и для отдельных уполномоченных физических лиц (или частных предпринимателей), в Законе изложены в общих чертах, согласно15-му пункту ст.3 и в 41 статье.

Заказчик обязан информировать о результатах этапов исполнения контрактов, изменений в условиях, не надлежащие исполнению или расторжению контракта/договора, путём публикации отчетов в единой государственной информационной базе, о чем говорится в 9-й части с.94ФЗ.

Зачастую стоимость проведения экспертизы не закладывается заранее в статьи расходов по контрактам, что приводит к дефициту бюджета и дополнительным расходам. При самостоятельном проведении экспертиз значительно возрастает объем работ у профильных специалистов, увеличивается документооборот, а процедуры проведения различных экспертиз с большим количеством привлекаемых экспертов увеличивают стоимость услуг.

Часто предварительная оценка необходимой документации оказывается не объективной, и требуется проведение дополнительных изысканий и исследований по разным областям.

Также довольно сложно соблюсти все предписания для определения должностного лица для проведения экспертизы. В первую очередь эксперт должен иметь соответствующую квалификацию и исчерпывающие знания по данному вопросу, во-вторых, он должен быть совершенно объективен в своих изысканиях и не должен быть ангажирован одним из участников контракта. У специалиста не должно быть финансовых или других интересов в данном контракте/договоре и при проведении экспертизы результатов.

Особенно важно подчеркнуть, что лицо уполномоченное и все члены экспертной комиссии, несут персональную ответственность, что оговорено в п. 7 ст. 94, над должным проведением экспертизы и отвечают за результаты проведенной экспертизы. Проверка результатов происходит согласно Закону.

Ограничения для выбора экспертов

При привлечении экспертов существуют определенные ограничения по выбору экспертов, они установлены в статье 41 данного Закона, а именно, экспертизу контрактов не имеют права проводить:
  • лица, работающие у исполнителя/заказчика или работавшие на предприятиях исполнителя/заказчика в течение последних 2-х лет;
  • лица, имеющие финансовые или иные интересы в осуществлении заключенного договора/контракта;
  • супруги или иные близкие родственники руководителей всех участников контракта, а также лица, состоящие в прямом родстве с участниками договорных отношений;
  • граждане, имеющие возможность в извлечении прибыли или получении выгоды через третьих лиц (также они несут ответственность согласно Законодательству).
Выбор экспертной организации

Контрагентные организации и физлица (и частные предприниматели), проводящие экспертизу, предоставляют выгодные условия и широкий ассортимент экспертных услуг. Специалисты имеют большой опыт в толковании Закона и отлично разбираются во всех его тонкостях. Это существенно упрощает проведение необходимых экспертиз. Стоимость экспертиз обычно колеблется от 1 до 2-х % от суммы контракта/договора. При выборе стоит обратить внимание на компетентность организации или физического лица, наличие лицензий, а также на географическое расположение экспертного бюро, что в отдельных случаях может отражаться на стоимости услуг.

Услуги, предоставляемые контрагентами при проведении экспертизы:
  • проведение экспертизы на начальном (предварительном) этапе, в процессе проведения тендера на поставку оборудования (продуктов питания и т.д.), оказание услуг и по исполнению работ;
  • ведение сопутствующей экспертизе документации;
  • проведение результатов экспертиз в процессе осуществления контракта/договора и контроль над надлежащим выполнением условий контракта;
  • проведение дополнительных исследований, в которых возникает необходимость в процессе осуществления условий договора/контракта;
  • оказание консультативных и информационных услуг в своей сфере;
  • экспертиза соответствия поставляемого товара, оказания услуг или проведения работ, всем оговоренным условиям контракта/договора;
  • полный пакет документации со всеми заключениями, оценками, технической и юридической документации;
  • иные услуги и дополнительные работы, возникающие в процессе проведения экспертиз.
Иногда стоимость проведения экспертиз: по продовольственным, строительным программам и контрактам на поставки топлива может изменяться, в связи с географическим расположением и колебаниями курса.

Федеральный Закон 44 дает толкование, какие именно экспертные услуги могут исполняться собственными силами, а для каких требуется обязательное привлечение сторонних организаций и частных экспертов. Но опыт и практика экспертов интернет-магазина «Feldhaus Klinker» указывают на более эффективную работу по проведению экспертиз с привлечением независимых организаций.

Самое основное преимущество привлечения контрагентов ― это более профессиональная организация процесса проведения экспертиз. Комплексный подбор специалистов и менее затратная бюджетная часть, как с финансовой точки зрения, так и по ресурсным затратам.