Россия, 115280, Москва,
     ул. Ленинская Слобода, 19
info@fcse.ru

Архитектурно строительный контроль. Архитектурно строительный контроль государства

Учитывая, что отрасль постоянно изменялась, изменялись и правила, по которым нужно было работать. Появились новые стандарты, новые правила. А вместе с тем появились и новые инструменты, материалы, инновации, технологии и приёмы работы, которые тоже нужно стандартизировать и проверять на соответствие. Поэтому строительные контролирующие органы не только осуществляют надзор, но также выполняют и нормативные функции.

Если в СССР строительством занимались государственные фирмы, для которых было недопустимо любое отклонение от определённых нормативов, то сейчас в этой сфере в основном работают частные компании, для которых существует несколько меньше жёстких ограничений. Они сами определяют правила своей работы, но при этом обязаны соблюдать: 
  • Проектную документацию. 
  • Нормативы и стандарты для конкретного вида строительства. 
  • Технологические инструкции, предусмотренные для каждого вида работ. 
Однако, для упрощения свей деятельности, некоторые компании могу опускать определённые виды работ и стремиться к тому, чтобы максимально уменьшить затраты, увеличив прибыль. Порой это идёт вразрез с качеством.

Есть большой соблазн для частных компаний не выдерживать некоторые стандарты, которые они считают некритическими, и выполнять работы не в надлежащем качестве. Чтобы такого на рынке не происходило, нужен государственный контроль, который будет проверять, насколько та или иная работа, тот или иной проект, соответствует требованиям, которые предъявляет государство к данному виду работ. Это даёт гарантии того, что компании, не подчиняющиеся государству, будут также высокоэффективны, как когда-то были национальные компании.

В чём особенности сегодняшней строительной отрасли?

Сегодня в отрасли совсем другие нормативы, нежели были ранее. Во многих случаях, государство сегодня не выступает ни заказчиком, ни инвестором в строительных работах. В этой отрасли всё больше и больше накапливается именно частный капитал. А в этом случае, множество норм просто урезается, так как они подходят только для случаев, контролируемых непосредственно государством и его интересами.

Сегодня компании сами могут устанавливать множество правил работы. К примеру, какие материалы закупать, по какой цене, во сколько обойдутся работы, каких специалистов приглашать, и т.д. Все взаимные обязательства компании определяют сами, не руководствуясь нормативами и правилами.

И в таком случае, государственные органы призваны исключительно проконтролировать, насколько здания отвечают нормам прежде всего безопасности. А у фирм остаётся очень много аспектов, по которым они вольны сами выбирать свой стиль работы. Это более не является компетенцией государства или проверок.

Можно подумать, что такая ситуация позволяет развивать рынок строительства, вызывает конкурентную борьбу, что ведёт к улучшению ситуации, к повышению качества, к инновациям, новым технологиям и достижениям. Несомненно, такие вещи на рынке присутствуют, и большая свобода компаний даёт свои положительные результаты.

Однако, вместе с тем, безопасность возводимых зданий становится контролировать всё сложнее. В конечном итоге, это может привести к тому, что здание, которое будет использоваться людьми, будет ненадёжным, может привести к существенному ущербу, навредить жизни и здоровью граждан. Таких ситуаций, вызванных стихийностью развития отрасли, допускать нельзя. Именно поэтому государство оставило за собой функции нормирования и контроля деятельности компаний, что даёт возможности для обеспечения безопасности.

Отрасль строительства очень актуальна, она активно развивается, на рынке появляются новые игроки, новые технологии и инструменты. Это очень привлекательно для инвесторов. Но всё же это требует и значительного контроля, без которого отрасль существовать не может.

Контроль со стороны государства

В первую очередь, необходимость контроля возникла для того, чтобы иметь возможность проверить, как работают новые игроки на рынке. Государственный архитектурно-строительный контроль также обзавёлся новыми нормативами и стандартами, а также законодательными актами, которые стали основой для нового аппарата контроля.

Всего существует два органа, которые так или иначе задействованы в контроле строительной сферы: 
  • Министерство промышленности и энергетики. 
  • Служба технического надзора. 
Министерство занимается исключительно законодательными аспектами, а также обеспечением нормативной базы и определённых правил, по которым должна работать сфера строительства. Это нормативный орган, который не занимается непосредственно контролем, но выполняет действия, без которых контроль невозможен.

Служба надзора непосредственно следит за тем, как компании придерживаются нормативов, установленных в законодательных актах. Это непосредственно проверяющий орган, который уполномочен производить проверки и удостоверяться в отсутствии нарушений.

Объекты проверок

Вышеуказанные организации контролируют такие отрасли, как строительная и архитектура. Поэтому, есть перечень объектов, которые должны проверяться. Стоит отметить, что это далеко не все объекты строительства. Конечно же, для проверки тех, которые не попали в список, также может быть приглашён контроль, но лишь по желанию самого заказчика, который может самостоятельно выступить инициатором проверки для собственного успокоения.

Непосредственно же в перечень обязательных попали те объекты, которые играют существенную роль для жизнедеятельности общества, или имеют государственное значение. К таким зданиям относятся следующие: 
  • Жилищно-коммунальные объекты строительства. 
  • Объекты гражданского значения. 
  • Объекты промышленности и производства. 
  • Военные объекты. 
  • Предприятия, изготавливающие стройматериалы. 
Контроль за стройматериалами для службы также важен, как и контроль за строительствами. На самом деле, далеко не все предприятия-производители сегодня придерживаются всех нормативов. Государственные органы призваны установить, насколько материалы, предлагаемые рынку, соответствуют нормам, которые были установлены для данной отрасли производства.

Для таких проверок задействуют как специалистов из данных областей, а также специальные экспертизы. Обычно проверка выглядит так: 
  • Специалист по контролю пребывает на предприятие, производящее стройматериал. 
  • Производится изучение технологической карты, наличия стандартов, нормативов. 
  • Проверяются все параметры продукции, которые должны полностью соответствовать ГОСТам. 
  • Проверяется наличие всей необходимой документации (паспорта и сертификаты качества). 
  • Проверяется упаковка, маркировка, условия хранения материалов. 
Можно подумать, что такой контроль излишний. Но на самом деле, он вполне оправдан. Дело в том, что он необходим для проверки того, насколько стройматериалы на рынке соответствуют всем нормативам. Стандарты устанавливаются не просто так. Они должны выполняться, чтобы здания, возводимые из данных материалов, служили дольше, и не представлял угрозы для жизни и здоровья людей. Поэтому имеет огромное значение, как изготовляются материалы, как они хранятся и транспортируются.

Такая проверка также на руку подрядчикам. При условии, что продукция, закупленная для строительства, имеет все сертификаты, а производитель прошёл проверку, подрядчик может обезопасить себя хотя бы по этому параметру. Даже если материалы не соответствуют заявленному качеству, можно вернуть их производителю или поставщику с требованием заменить на те, которые соответствуют приведённым документам.

ГАСК поверяет также, как используются стройматериалы. В каждом отдельном случае, есть свои требования и правила, по которым нужно производить строительные работы. Однако, между производством и использованием, есть также и хранение. Проверке также могут быть подвержены предприятия, которые перепродают и хранят стройматериалы. Например, магазины и посредники.

Все эти меры нужны для того, чтобы максимально удостовериться в безопасности конечной конструкции, так как большинство игроков на рынке ― частные компании, а не государственные. И за ними нужен особый контроль.

Функции надзора и его структура

Если учесть, что контроль нужен для поддержания функции управления государством, в области строительства, главной функцией надзора можно назвать обеспечение жизнедеятельности общества, проживающего в стране.

Эта функция реализуется через многочисленные проверки и контроли, которые затрагивают многие строительные и архитектурные объекта, стройматериалы и другие связанные с отраслью аспекты. Так можно гарантировать, что те, кто пользуется построенными зданиями, могут спокойно их использовать, не боясь никаких дефектов.

При помощи контроля и постоянных проверок, государство может опосредованно получать основную информацию о том, в каком состоянии находится сама отрасль, как действуют и взаимодействуют компании, какие актуальные проблемы существуют, и т.д. По сути, это своеобразная обратная связь, которая позволяет более эффективно контролировать состояние сферы, тем более такой важной и определяющей.

А вот функции контроля распределены между несколькими службами, которые осуществляют разные аспекты контроля в данной отрасли. Это сделано для того, чтобы максимально упростить общение с контролирующими органами, а также, чтобы исключит возможности злоупотребления функциями, и исключить варианты коррупции и вымогательства. Каждый орган осуществляет свою работу, которая не повторяет работу других служб. Таким образом, функции не пересекаются.

Это значит, что нормативы для вас будет устанавливать одна организация, а контролировать их выполнение ― другая. Вы не будете контактировать с первой, лишь опосредовано, но будете контактировать со второй, которая будет проверять, насколько качественно вы производите свою работу.

Можно избежать лишних и ненужных контактов с госслужащими, свести к минимуму общение с ними и ограничиться работой только лишь с одной службой.

Служба надзора также имеет одну особую функцию, которая напрямую не связана с работой отдельных компаний. Она контролирует деятельность местных органов власти, которая касается строительства, застройки, также охватывает соблюдение нормативов и правил. Например, если речь идёт о городе Москва, то служба надзора будет проверять не только сами стройки, но и органы власти, которые выдают разрешения, и т.д.

Особенности контроля

Многие компании на рынке сегодня частные, и они сами определяют многие аспекты работы, которые не касаются технологической стороны и стандартов. Когда контролирующий орган осуществляет надзор, он обязан учесть интересы инвесторов и заказчиков, которые могут даже идти вразрез с интересами самого государства. Однако, строительство не допускает расхождений с законодательством. Любые спорные моменты, которые возникают между нормативами и взглядами заказчика, решаются в пользу нормативов.

Строительная деятельность должна полностью отвечать стандартам, и не может существовать в отрыве от законов и норм, определяемых правительством и соответствующими ведомствами. Каждый вопрос рассматривается отдельно, чтобы определить, насколько он соответствует нормам и правилам, и насколько он затрагивает интересы других участников проекта.