Россия, 115280, Москва,
     ул. Ленинская Слобода, 19
info@fcse.ru

Проверка качества товаров

     
     

    Проверка качества товаров

    Если после покупки товара обнаружены его недостатки, то проверка соответствия товара ГОСТ поможет вернуть покупателю потраченные средства. В некоторых ситуациях этого недостаточно и проводится экспертиза. Чтобы потребитель мог грамотно защищать свои интересы, ему необходимо знать основные нюансы проведения проверки товара на его соответствие качеству и последующей экспертизы.

    На каком основании может быть проведена проверка качества товара

    Согласно законодательству, проверка соответствия товаров ГОСТ проводится продавцом после того, как потребитель обратился к нему с претензиями, касающихся качества товара. Проведенная проверка должна установить наличие недостатков, выявить причины их появления и определить виновника их появления (производителя, непосредственно продавца или потребителя).

    Продавец, основываясь на пункты закона, обязан рассмотреть все требования покупателя:

    • если дефекты товара были выявлены в гарантийный срок, то именно продавец за них отвечает, если только не будет выяснено, что дефекты наступили по вине потребителя из-за неправильной транспортировки и использования товара;
    • если за время действия гарантии на товар были обнаружены его дефекты, и потребитель доказал, что возникли они до совершения покупки;
    • даже если на товар нет гарантии, но потребитель смог доказать что появились они до покупки товара, то за недостатки отвечает продавец.

    Во всех перечисленных ситуациях продавец должен принять у потребителя товар сомнительного качества и проверить его на соответствие ГОСТ.

    Проводиться проверка может силами продавца путем привлечения штатных сотрудников или для ее проведения может быть привлечена сторонняя организация, представленная сервисными центрами. Выполняется это в ситуации, когда, по мнению продавца, качественно провести проверку сможет только специалисты соответствующего уровня.

    Однако данное мнение ошибочное, по законодательству такие центры имеют право заниматься исключительно ремонтом. Именно это отмечено в договорных отношениях таких центров с продавцом. Проверить качество соответствия товара может любое лицо, которое считается специалистом в данной области. Выбрать специалиста может непосредственно продавец.

    Так, если покупатель заявил претензии по качеству приобретенного товара, то продавец самостоятельно осматривает товар и определяет причину появления неисправности. Если с причиной появления покупатель не согласен и из-за этого возникает спорная ситуация, то продавец должен обратиться к специалистам с соответствующими полномочиями и оплатить проведение экспертизы.

    По собственному желанию покупатель может присутствовать на проверке качества и проведении экспертизы. Проводится экспертиза в следующих случаях:

    • продавец уже провел проверку качества товара;
    • выводы проверки качества не устраивают потребителя, он не согласен с определением причин появления недостатков;
    • проведения экспертизы требует покупатель.

    Проводится экспертиза при условии, то налицо все три перечисленных условия. Экспертиза, выполненная независимой организацией с письменно оформленным актом, должна установить истинную причину появления недостатка на товаре и окончательно разрешить спор. Эксперт при этом выбирается при согласии обеих сторон, он должен быть полностью независимым.

    Как оплачивается проверка качества и экспертиза

    Поскольку продавец обязан проверять качество реализуемого товара, то оплата проверки и экспертизы выполняется за его счет. Объясняется это следующим: продавец рассматривается как участник торговых отношений, он обязан разбираться в продаваемом им товаре, поэтому должен знать причины появления дефектов, поэтому покупатели не должны оплачивать проведение проверки качества товара или экспертизы.

    Согласно законодательству, проверка качества товаров условиям договора в некоторых случаях должна осуществляться продавцом еще до осуществления операции продажи товара. Продавец должен тщательно проверить качество товара, и иметь документ, доказывающий ее проведение (сертификат качества, акт проверки и т.д.). Некоторый товар продавец обязан проверить еще до его выставления на продажу.

    Если же проверка и последующая экспертиза выявят, что неисправность наступила по вине потребителя, то все издержки за проведение оценки оплатить придется потребителю.

    Как проводится проверка качества товара

    Проверка качества товара может проводиться человеком, который не имеет специальных знаний. Проверяющий должен только установить, работает товар или нет.

    Если потребитель предъявляет товар с претензиями, то покупатель обязан выполнить следующее:

    • затребовать товар от покупателя,
    • уведомить потребителя о проведении.

    Уведомление является обязательным требованием проведения проверки соответствия. Уведомление оформляется письменно, если оно отправляется по почте заказным письмом с уведомлением, то срок проведения проверки должен быть рассчитан так, чтобы потребитель получил уведомление до проведения проверки. В уведомлении указывается:

    • информация о продавце,
    • место, время и дата проведения проверки,
    • если товар еще не представлен продавцу, то покупателю предлагается предоставить его для осмотра и проверки.

    Если уведомление вручается в руки покупателю, то он должен расписаться о его получении во втором экземпляре уведомления, которое остается продавцу. При почтовом отправлении продавец должен сохранить квитанцию об оплате, и уведомление о вручении послания покупателю.

    Поскольку проводится проверка соответствия товаров ГОСТ непосредственно с той единицей товара, которая вызвала претензии покупателя, то данный товар должен быть представлен для проверки продавцу. Передача товара осуществляется с обязательным оформлением акта приема-передачи, в нем указывается внешнее состояние представленного товара, его подробное описание и указываются недостатки.

    Наличие такого акта в дальнейшем может исключить возникновение претензий потребителя относительно ухудшения внешнего вида товара или его качества.

    Если продавец своими силами проводит проверку качества товара, ему не обязательно привлекать специалиста, это можно назвать наиболее выгодным и быстрым вариантом. Если же потребитель не соглашается с выводами проверки, то за счет продавца проводится экспертиза, для проведения которой привлекается специалист, разбирающийся в тонкостях данного вида товара.

    Отличия проверки качества товара от экспертизы

    Для проведения экспертизы привлекаются экспертные организации, она является дополнительным этапом проверки качества. Это специфическое исследование, проводится оно на основании фактов с целью выявления причин появления дефекта или снижения качества товара. Проводят экспертизу специалисты, после ее проведения составляется заключение. В нем указываются выявленные дефекты и обосновываются причины их появления. За заведомо ложные выводы эксперты могут нести уголовную ответственность.

    Для проверки качества товара закон не устанавливает статус лиц, ни в ком случае ее проведение не возмещает потребитель. Экспертиза проводится исключительно специалистом и только тогда, когда выводы проверки вызвали спорную ситуацию между покупателем и продавцом.

    Проводится проверка качества товаров обязательным требованиям покупателя непосредственно продавцом. Однако многие крупные магазины заключают договора с сервисными центрами, потребителей с проблемным товаром направляют в эти организации для осмотра и проверки его качества.

    В такой ситуации письменное уведомление о проведении проверки не составляется, поскольку покупатель сам передает товар специалистам, которые выдают заключение ему на руки.

    Между тем, согласно законодательству, покупатель не обязан посещать сервисный центр, продавец обязан принять спорный товар и не настаивать, чтобы потребитель самостоятельно доставил его в центр.

    Довольно часто торговые организации не допускают возникновения таких ситуаций. При продаже товара гарантийный талон дополняется информацией, по которой «при обнаружении недостатков покупатель должен обратиться в сервисный центр». Как обязательную данную информацию рассматривать нельзя. Это рекомендательная информация. Поэтому, если покупатель обращается с претензиями к продавцу, то ему не должны отказывать в принятии товара.

    Любая проверка соответствия товаров ГОСТ должна проводиться в соответствии с требованиями законодательства, нередко она является обоснованием для возмещения потребителю понесенных убытков, которые возникли при приобретении товара недостаточного качества.

     

    8 495 150-40-35