Россия, 115280, Москва,
     ул. Ленинская Слобода, 19
info@fcse.ru

Искусствоведческая экспертиза

    Искусствоведческая экспертиза

    Чтобы определить подлинность и авторство культурных ценностей, проводится искусствоведческая экспертиза, основные объекты которой ― это предметы художественной ценности и исторической редкости. Данная экспертиза считается очень сложной и трудоемкой, поскольку эксперт должен хорошо знать стиль конкретного автора, тонкости его уникального почерка, что помогает выявить их на рассматриваемом предмете.

    Какие задачи решает искусствоведческая экспертиза

    Проводиться искусствоведческая экспертиза может относительно самых разных предметов. При ее проведении перед экспертами ставятся разнообразные задачи, формулировка которых зависит как от самого предмета исследования, так и от вопросов, на которые данная экспертиза должна ответить.

    Встречается два типа искусствоведческой экспертизы:

    • атрибуция, заключающаяся в исследовании объекта, установлении его классификации, выявлении характеристик и определении стоимости,
    • сама искусствоведческая экспертиза, во время которой устанавливается подлинность объекта, выясняется, насколько он соответствует заявленным характеристикам, практически всегда экспертиза подтверждает или опровергает выводы, сделанные во время проведения атрибуции.

    При проведении искусствоведческой экспертизы перед специалистами ставятся следующие задачи:

    • установить истинную культурно-историческую ценность исследуемого предмета,
    • провести классификацию предмета, выяснить, к какому виду и типу искусства его можно отнести, определить жанр искусства, эпоху и место его изготовления, к какой школе он принадлежит,
    • выяснить, их каких материалов он изготовлен,
    • определить, в каком состоянии находится исследуемый предмет, насколько хорошо он сохранился, имеются ли у него дефекты,
    • выяснить, в какое время он был изготовлен, начиная от эпохи и заканчивая конкретным годом,
    • определить, в каком месте он был изготовлен,
    • установление авторства, выясняется это в ситуации, когда автор неизвестен, и его нужно идентифицировать, или когда нужно определить, действительно ли исследуемый предмет был изготовлен конкретным автором,
    • выяснить степень уникальности предмета исследования,
    • выяснить, является ли предмет оригиналом, или это хорошо выполненная копия,
    • установить, выполнялись ли ранее реставрационные работы и переделки,
    • определить реальную стоимость предмета,
    • определить, к какому виду продукции предмет относится ― к эротике или порнографии,
    • выяснить, не был ли предмет искусственно состарен.

    Довольно часто искусствоведческую экспертизу приходится проводить в рамках судебных разбирательств, которые связаны с хищением антиквариата и произведений искусства, мошенничеством, контрабандой. Она помогает решить спор о нарушении авторских прав, в ситуациях, связанных с повреждением или уничтожением исторических и культурных памятников, случаях невозврата предметов, представляющих историческую ценность.

    Довольно часто судебная искусствоведческая экспертиза рассматривает не только произведения искусства, но и предметы, которые к ним не относятся, или представляют некоторую ценность из-за раритетности и солидного возраста.

    Объекты искусствоведческой экспертизы

    Полностью перечислить предметы, которые подлежат искусствоведческой экспертизе, практически невозможно. Предметы, которые можно отнести к объектам искусства и культуре, очень много, их перечень постоянно пополняется. Нередко предметы, которые можно отнести к изделию, представляющую культурно-историческую ценность, в этот спектр даже не входят.

    Но определенный список, в который вошли наиболее распространенные предметы, подлежащие искусствоведческой экспертизе, все-таки существует:

    • Живопись. К этому понятию относятся картины, гравюры, мозаика, иконы и фрески. При их изготовлении может использоваться самый разный материал ― дерево, холст, картон, камень или металл. Для написания на данных материалах используются различные краски, начиная от масляных и акварельных и заканчивая воском и углем.
    • Скульптура. Изготавливается из воска, гипса, бронзы, глины и других материалов. Может изображать фигуру человека и животных, самые различные предметы, места и даже сцены. Встречаются скульптуры на плоском фоне ― рельефные изображения.
    • Декоративно-прикладное искусство, предназначенное для украшения интерьера. Это вазы, статуэтки, при изготовлении которых использовался фаянс, фарфор и керамика. Нередко на такие предметы наносятся различные изображения.
    • Различные тексты. Ценность могут представлять как целые произведения, так и небольшой фрагмент текста, написанный известным автором.
    • Различные музыкальные произведения.
    • Старинная антикварная мебель.
    • Видеоматериалы и фотографии.
    • Одежда прошлых веков.
    • Старинные монеты.
    • Старые марки и открытки.
    • Старинное оружие.
    • Предметы эротического или порнографического содержания.
    • Очень старые вещи, которые могут не представлять культурно-исторической ценности.

    Этот список постоянно пополняется. Человечество развивалось и продолжает развиваться разносторонне, поэтому искусствоведческая экспертиза всегда будет востребованной. При ее проведении исследуются предметы, имеющие художественную, культурную и историческую ценность, она призвана идентифицировать их, диагностировать и классифицировать.

    Благодаря данной экспертизы устанавливается подлинная ценность предметов, его подлинность и авторство. Именно благодаря экспертизе нередко находятся произведения искусства, которые в свое время считались утерянными навсегда, данное исследование помогло вернуть их в музейные и библиотечные коллекции, определить для предметов исторический и художественный статус.

    Эксперты тщательно изучали предметы исследования, устанавливали источник их появления и подлинность и помогали вернуть мировому сообществу многие предметы искусства, будь то картина, ваза, ювелирное изделие или оружие.

    Методы проведения искусствоведческой экспертизы

    В настоящий момент искусствоведческая экспертиза проводится специалистами, обладающими обширными знаниями в определенной области. Это могут быть сотрудники музеев, искусствоведы, архивариусы или профессионалы узко специфического направления: литературные критики, религиоведы, оружейники.

    В своих исследованиях они используют самые разные современные методы, помогающие им в их изысканиях.

    Чаще всего исследуется химико-технологический метод. С его помощью можно определить состав материала, из которого предмет изготовлен, соотношение его составляющих. Поскольку каждой эпохе присуща своя технология и материалы, то это помогает определить возраст изделия. Этот же метод помогает установить авторство, ведь каждый из них использовал определенные материалы и обрабатывал их по собственной технологии.

    Химико-технологический метод делится на несколько видов:

    • рентгенофлоурисцентный,
    • ультрафиолетовый,
    • микрохимический,
    • микроскопический.

    Для точного определения руки мастера применяется цифровой анализ, он позволяет исследовать структуру линий, штрихов и мазков, выявить особенности лепки и почерка.

    При изучении текста и подписей на картине применяется графологический анализ.

    Это не полный перечень применяемых при исследовании методов. Полученные при их проведении данные сравнивают с информацией о существующих в настоящее время аналогах. При оценке стоимости исследуются цены подобных произведений на мировых рынках.

    Химико-технологический метод проводится неразрушающим способом, что не наносит вреда предмету исследования. Обнаружение при этом примеси могут свидетельствовать как о подлинности объекта, так и о его подделке. Объясняется это тем, что благодаря таким исследованиям определяется точный список примененных пигментов, которые содержатся в материале, что помогает точно определить время его изготовления. Дело в том, что состав материалов, используемых в XVII веке невозможно полностью воссоздать во всех последующих веках. И это относится не только к живописи, но и к другим историческим предметам.

    На стадии анализа образцов можно выявить случай фальсификации, по наличию примесей в рентгеновском спектре. При этом образцы могут браться самой разной формы и размера, главное, чтоб они соответствовали размерам прободержателя.

    Как понятно из сказанного, искусствоведческая экспертиза помогает определить подлинность и состояние предмета культурного и исторического наследия, установить время его изготовления и авторство. Она помогает решить множество самых разных вопросов и вернуть многие исчезнувшие историко-культурные предметы обществу.


    8 495 150-40-35